среда, 13 января 2010 г.

Коэффициент полезного действия школьно-университетской системы обучения иностранным языкам составляет всего 1%




Годы в школе, годы в ВУЗе – все забыто
Перевод постылых тысяч на ходу.
В голове остались буквы алфавита
«How much», «My name» and «How do you do?»

Методистов б этих высечь, мы сдавали сотни «тысяч»
Породнились навсегда со словарем
Не могу ж я приходить на бизнес-встречи
Наподобие Буратино - с букварем?

Конечно, смешно винить конкретного учителя в том, что целое поколение людей выросло, не умея общаться ни на одном иностранном языке при том, что практически все «отсидели» на уроках иностранного языка по несколько лет, что само по себе достойно удивления - неужели мы все были такие тупые?!

Но еще больше удивляет то, что после этой интеллектуальной катастрофы, изломавшей судьбы многих семей, большинство людей все еще продолжает полагаться на опыт учителей иностранного языка... В чем причина этого парадокса? Подсознательное уважение к слову «учитель»? Инерция мышления?

Петербургский лингвист Александр Драгункин крайне резко проходится по поводу «преподавателей» английского, посадивших нас в свое время на многолетнюю англоиглу. Действительно, неужели нужно было растягивать изучение грамматики на долгие годы, чтобы отбить у детей и подростков все желание изучать иностранные языки и вызвать отвращение к урокам иностранного языка?


По официальной сводке Государственного комитета РФ по статистике, иностранный язык - самый, казалось бы, востребованный сегодня школьный предмет - на деле остается самым неосвоенным, и что лишь 0,98% соотечественников сносно владеют каким-либо, причем лишь одним иностранным языком.

Вдумайтесь: меньше одного процента! На каждую тысячу человек только десять способны объясняться хотя бы на одном иностранном языке, а девятьсот девяносто человек не смогут этого сделать! И это при том, что практически каждый «отсидел» по несколько лет на уроках иностранного языка. Говоря техническим языком, коэффициент полезного действия школьно-университетской системы обучения иностранным языкам составляет всего 1% - это в три раза меньше, чем у паровоза!

Что же привело к критической ситуации, вышедшей из-под контроля системы образования РФ? Одни считают, что нежелание самих детей изучать языки. По данным Центра социологии Российской академии образования, московские (65%) и питерские (59%) дети называют именно уроки иностранного самыми ненавистными из школьных дисциплин!

"Похоже, это не исключение, а правило, - комментирует руководитель центра академик РАО Владимир Собкин. - Преподавание иноземных языков в нашей стране построено так, что не позволяет говорящему оставаться самим собой».

Педагог-новатор, директор Центра интенсивного обучения иностранным языкам МГУ, Галина Китайгородская считает постижение языка способом духовного обогащения и личного прогресса. Однако и она сознает, что массовое распространение такого подхода потребует, во-первых, глобальной переподготовки учительских кадров и, во-вторых, создания других программ и учебников. И что скромных сил Центра не хватает, чтобы сделать это движение массовым.

В тексте использованы материалы и стихи Александра Богданова.

Комментариев нет:

Отправить комментарий